Кафедра технологий и предпринимательства. Лабутин В.Б.
  256ПедагогикаДругиеЛабутин В.Б.

Применение информационных технологий в образовательном процессе школы

Лабутин В.Б. аспирант кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике - четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала, персональный компьютер, как средство самообразования.

В практике работы учителей для осуществления контроля знаний используются тематические тесты (тестирующие программы); как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами или глобальная сеть Интернет. Сегодня многие образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам Всемирной сети, а некоторые из них создают собственные Интернет-страницы и располагают на них методические разработки, учебные программы и т.п.

Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае учитель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста. В этой работе учитель-предметник может опираться на помощь учителя информатики и (или) лаборанта компьютерного класса.

За последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков к персональному компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др. Стоит, однако, отметить, что не следует злоупотреблять компьютерным моделированием, если есть возможность провести реальный опыт.

Современные информационные технологии используются при иллюстрировании учебного материала, (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы). Это позволяет, при необходимости, демонстрировать изучаемые процессы в динамике. Звуковые и видеофрагменты также можно демонстрировать посредством компьютера.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифовом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно извесные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

  • временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий;
  • техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;
  • организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя информатики).

При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.

В своем исследовании мы поставили задачу выяснить по каким причинам информационные технологии не используются в процессе обучения в современной школе. С этой целью было проведено анкетирование, в котором приняли участие учителя из различных районов Московской области. На вопрос: Есть ли в Вашем учебном заведении компьютерный класс? 80 из 94 респондентов ответили утвердительно.

При наличии компьютерного класса мы выясняли уровень компьютерной техники (уровень надо было определить по пятибалльной шкале: 1-й уровень - устаревшее, непригодное к применению в образовательном процессе оборудование, 5-й уровень - современное мультимедийное оборудование). Ответы распределились следующим образом: 1 уровень (устаревшее) - 5; 2 уровень - 9; 3 уровень -31; 4 уровень -19; 5 уровень (новейшее) - 16.

Ответы показали, что компьютерная техника в образовательных учреждениях есть и ее уровень по большей части позволяет использовать ее в процессе обучения (66 из 94 респондентов).

Нас интересовало состояние дел по использованию компьютера в учебном процессе. Были получены следующие ответы:

Большинство респондентов (67 из 94) не используют компьютер. Это обусловлено различными причинами, такими как: неумение работать на компьютере; отсутствие или низкий уровень необходимой компьютерной техники, методик применения компьютера. Только 18 опрошенных ответили, что применяют компьютер в процессе обучения.

Далее был задан вопрос: Как Вы считаете, какое направление применения компьютерных технологий наиболее популярно в российском образовании? Здесь один респондент мог выбрать один или несколько вариантов ответа (таким образом, каждый из вариантов ответа "получал" по одному баллу, если был отмечен респондентом). В итоге на первое место вышло такое направление использования компьютера в образовательном процессе, как контроль знаний (66 баллов). Другие ответы распределились следующим образом: компьютер, как средство для самообразования - 54 балла; компьютер, как иллюстративное средство - 47 баллов; компьютер, как средство организации лабораторного практикума - 41 балл.

Нами выявлены факторы, препятствующие внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Таких факторов много. В нашем исследовании мы выделили четыре, наиболее важных. Вопрос звучал следующим образом: Что, по Вашему мнению, в большей степени препятствует внедрению компьютерных технологий в учебный процесс?

Для получения более точного результата при ответе на данный вопрос был применен метод рейтинговой оценки. Респондентам было предложено четыре предполагаемых фактора, каждый из которых они должны оценить по 5-ти бальной шкале. Затем набранные каждым фактором баллы суммировались. Примечание: Если тому или иному фактору оценка не дана - ему присваивается 0 баллов. Выделенные нами, факторы получили следующую оценку учителей: недостаточное количество компьютерной техники в школе - 362 баллов; недостаточный уровень компьютерной грамотности учителя - 283 балла; недостаточное количество обучающих и тестирующих компьютерных программ и методик применения компьютера - 217 баллов; недостаточный уровень компьютерной грамотности ученика - 211 баллов.

Компьютер находит все более широкое применение в различных отраслях деятельности человека и превратился из высокотехнологичного "орудия труда" в универсальный инструмент, доступный каждому. Наш опыт показывает, что для овладения базовыми приемами работы на компьютере достаточно всего нескольких занятий (36 академических часов). Но захочет ли современный учитель получить такие навыки? Это зависит от того, как будет организовано применение компьютера в учебном процессе. Именно такой вопрос мы задали учителям. Были получены следующие ответы: 56 респондентов высказались за такую организацию, при которой учитель, в основном, самостоятельно организует занятия, но, в особых случаях прибегает к помощи лаборанта; 36 респондентов считают, что учитель может самостоятельно организовать занятия с применением компьютера; и только 2 респондента готовы полностью возложить организацию занятий с применением компьютера на лаборанта.

Ответы на предыдущий вопрос показали желание учителей самостоятельно организовывать занятия с применением компьютера, следовательно компьютерная грамотность является составляющей профессионализма учителя. Современный учитель должен владеть приемами работы на компьютере. Но какие знания можно считать необходимым минимумом? Учителям было предложено ответить на следующий вопрос: На каком уровне учитель должен владеть навыками работы на компьютере для успешного применения информационных технологий в процессе обучения? В качестве вариантов ответа были предложены три уровня. Ответы распределились следующим образом: первый уровень - начинающий пользователь (работа с текстом, таблицами, начальные навыки поиска информации в сети Интернет) - 34; второй уровень - квалифицированный пользователь (проектирование презентаций, подготовка публикаций в сети Интернет) - 44; третий уровень - пользователь программист (изготовление тестирующих и обучающих программ) - 16.

Таким образом, анкетирование показало, что вышеозначенные факторы, препятствующие внедрению компьютера в образовательный процесс, остаются актуальными. Особо стоит отметить такие из них как, недостаточное количество компьютерной техники в школе и недостаточный уровень компьютерной грамотности учителя.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении являются контроль знаний и самообразование. Высоко оценивают учителя потенциал компьютера, как иллюстративного средства и как средства организации лабораторного практикума. По мнению большинства учителей, организация занятия с применением компьютера в основном является их собственной прерогативой. В качестве необходимого уровня владения компьютерной техникой большинство респондентов отметили уровень квалифицированного пользователя.

Поэтому, помимо курсов для начинающего пользователя, на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области с 2001 года различными кафедрами введены специализированные курсы для библиотекарей, учителей информатики, истории, черчения, начальной школы. На этих курсах учителя приобретают знания о приемах работы с различной компьютерной техникой и компьютерными программами, а также знакомятся с различными методиками применения компьютера в учебном процессе.

Рекламный блок

Информационный блок