Границы возможностей компьютера в обучении
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Границы возможностей компьютера в обучении

Тыщенко О.Б., Уткес М.В. Границы возможностей компьютера в обучении // Образование, 2002, № 4, С. 85-91.

Страницы: 1 2

С другой стороны также существуют и негативные аспекты, а именно комплексное восприятие обеспечивает большой поток передаваемой информации, что может привести к снижению усваиваемости материала и повышенной утомляемости. Причина этого кроется в следующем, при комплексном восприятии, с высокой степенью вероятности, возникают ситуации, когда появляется несколько объектов внимания.

  1. Голосовое сопровождение диктует неадекватную скорость получения информации. В результате, учащийся смотрит не на ту часть изображения, о которой идет речь.
  2. Интересная или динамичная часть изображения отвлекает учащегося от предмета, излагаемого голосом.
  3. Возможная регулярная резкая смена изображений или динамичный сюжет может оказаться большим раздражителем, чем речь преподавателя, и последняя будет выглядеть слишком монотонной. Речь идет не о единовременном отвлечении внимания, как в предыдущем случае, а о потере интереса к предмету обучения вообще.
  4. Голосовое сопровождение является связующим элементом в изложении материала, и по мере снижения к нему внимания, последовательность изображений будет распадаться на отдельные части.

В конечном счете, большое количество динамично меняющихся изображений и звуков, само по себе, приводит к монотонности и к тому, что для дальнейшего привлечения внимания учащегося понадобятся все более сильные раздражители. Сходный эффект наблюдается при просмотре телевизионных клипов.

Для придания различным частям обучающей программы единого стиля, а также из эстетических соображений может появиться незначимая информация, которая также может отвлекать от самого предмета изучения.

Не следует оставлять в стороне возможности компьютера, связанные с поиском необходимой информации, т.к. он является наиболее эффективным средством предоставления информации и значительно упрощает хранение и доставку последней.

Следует заметить, что обучающийся сталкивается с необходимостью поиска информации в двух случаях.

Во-первых, при изучении быстро меняющихся предметов. Примерами могут стать библиотеки в языках программирования, экспериментальные достижения в фундаментальных науках, работы в специальных разделах математики, новые разработки в технике, медицине, промышленности, постоянные изменения в законодательстве и т.п.

Во-вторых, при поиске изучаемого раздела в большом объеме информации, когда обучающийся, как правило, хочет иметь учебник, "в котором есть все", и в тоже время, хочет легко находить информацию по изучаемому материалу. Проблема поиска становится еще более актуальной, при работе со справочниками, монографиями, периодическими изданиями, библиографиями и т.п.

При использовании электронных информационных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, Интернет и др.) возникает проблема поиска, связанная с одной стороны с тем, что "в компьютерах лежит только то, что туда положили", а с другой стороны необходимо знать "где это лежит", так как, начиная с определенного объема, информация не может эффективно систематизироваться человеком. Отметим, что существующие в Интернете поисковые системы, рубрикаторы, каталоги ресурсов частично справляются с этой проблемой, помогая в систематизации и поиске нужной информации. Но с другой стороны компьютеру сложно самостоятельно, т.е. с помощью лишь специализированных программных средств, организовывать не синтаксический анализ информации. Таким образом, вычислительная техника не может полностью взять решение этой проблемы на себя.

Существует распространенная попытка систематизировать информацию при помощи компьютера, заключающаяся в использовании ключевых слов, которые задаются автором. Однако в данном случае проблема состоит в том, что при помощи ключевых слов нельзя однозначно определить следующие тематические объекты.

1. Мысли. (Ключевые слова не позволяют работать с ними)

Мысль, потому и мысль, что ее нельзя сказать короче - меняется смысл. Это означает, что можно задавать поиск высказывания, но нельзя задать поиск мыслей на заданную тему. Пока тот, кто осуществляет поиск, не знает конкретную формулировку мысли (а в этом случае, это будет высказывание), он не сможет задать ключевые слова для ее поиска. Исключением являются общеизвестные мысли, не переставшие ими быть, даже после того, как они превратились в высказывания.

2. Часто встречающиеся стандартные названия

Проблема поиска в большом количестве одинаковых названий заключается в том, что часто подходят лишь немногие из них. Сказанное в полной мере относится к каталогам книг и учебных программ.

Следует перечислить причины, по которым объекты со схожими названиями иногда не могут заменять друг друга.

  • Различное качество учебных пособий по одному и тому же предмету.
  • Под одними и теми же стандартными названиями может скрываться различный смысл. Например, такие общие понятия как "методология", "модель", "элементы", "система" и т.п.
  • Разные авторы уделяют больше внимания различным аспектам одной и той же темы.

3. Необходимость использования альтернативных наборов ключевых слов

Если ключевые слова, по которым можно найти определенный материал, задаются автором, то нет гарантии, что может существовать их единственная комбинация, кроме того, если поиск осуществляется автоматически по тексту, то возможных комбинаций еще больше. Следовательно, нет возможности найти весь материал по заданной теме, используя один набор ключевых слов. Всегда найдется несколько слов, которые не были предусмотрены при поиске.

Кроме того, очень большие наборы ключевых слов дадут при поиске слишком много посторонних вариантов. Таким образом, в некоторых случаях существуют принципиальные ограничения на использование компьютерных технологий при поиске информации, с другой стороны не существует более мощного средства поиска информации, чем компьютер.

Следует заметить, что было бы ошибкой, рассматривать границы применения компьютера исходя из ближайшей возможной практики его использования, ведь недостаточно было Кириллу и Мефодию создать кириллицу, должно было пройти много времени, чтобы появились научные труды и художественные произведения, деловые документы и учебники.

Обращение к читателям

  • Можно ли, при помощи компьютера, начать готовить более хороших математиков, физиков и химиков, или, только, более плохих? Может ли компьютер учить точным предметам лучше, чем человек? Относится ли ответ на этот вопрос ко всем естественно - научным знаниям?
  • Многие технические науки требуют работы с большим количеством информации. В этом деле компьютер незаменим. Но существенно ли поможет он в подготовке специалистов?
  • Может ли машина способствовать гуманитарному образованию?
Страницы: 1 2

Рекламный блок

Информационный блок