Диалог "человек - компьютер"
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер"

Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер" // Компьютерная хроника, 1999, № 9, стр. 33-36.
Страница 1

Страницы: 1 2 3

Создавая эффективные обучающие системы, особенно АОС и электронные учебники, необходимо учитывать целый ряд дидактических и психологических принципов взаимодействия компьютерной системы с обучаемым. Обучающее воздействие и управление процессом обучения при традиционных способах обучения осуществляется, в первую очередь, с помощью вербальных средств. При этом одной из форм общения является - диалог. Как отмечает А.Я. Савельев, диалоговое взаимодействие обеспечивает следующие аспекты обучения: "непрерывный контроль деятельности обучаемого; диагностирование; управление системой со стороны обучаемого; самосовершенствование и адаптацию системы в процессе эксплуатации" [5, стр.6].

Взаимодействие компьютер-человек, как правило, осуществляется в диалогической форме. Следует, однако, учитывать ограниченность такого диалога, т.е. невозможность предусмотреть все нюансы реального диалога обучаемого с обучающим, в данном случае с компьютером.

В отличие от любых других технических средств обучения компьютерные обучающие системы обладают интерактивностью, т.е. способностью немедленно реагировать на вопрос или действие обучаемого или предъявлять вопрос, сообщение, информацию обучаемому.

Характеризуя различные психолого-педагогические аспекты диалогового взаимодействия между обучаемым и компьютером можно выделить: "общепсихологические принципы построения диалога учащегося с компьютером; организацию процесса общения; содержательную сторону общения; лингвистические аспекты общения; модальность общения" [4, стр.181-182].

Построение диалога обучаемого с компьютером должно строиться с учетом основных психологических принципов общения [3, стр.4; 4, стр.138], заключающихся в возможности выхода из диалога в любое время, своевременной, достаточной и мотивированной помощи, адекватности оценочных суждений, доброжелательности и т.д. Необходимо, однако учитывать возникающие ограничения, связанные с невозможностью запрограммировать все богатство русского, или какого-либо другого, языка. В данном случае необходимо учитывать не только общий словарный запас языка, который требуется ввести в память компьютера, но самое главное невозможность предусмотреть все, особенно нестандартные вопросы, которые может задать обучаемый, а также адекватную реакцию на них со стороны компьютера.

Используя различные методы обучения, студенты учатся мыслить, анализировать и сопоставлять, самостоятельно находить, нередко новые, нетривиальные решения. Найденные решения не всегда оказываются верными. "При анализе допущенных студентами ошибок преподаватель должен исходить из того непреложного факта, что заблуждение выступает неотъемлемым компонентом всякого (в том числе и научного) познания" [6, стр.39]. Следовательно, при разработке обучающих систем, необходимо учитывать вышеназванный факт, признавать право студента делать ошибки.

Кроме того, неправильный ход рассуждений и как следствие неверный ответ может быть получен в результате непонимания вопроса, например, в случае некорректной его формулировки. Разработчики обучающей программы должны учитывать, что программа не может переформулировать вопрос, как это сделал бы преподаватель, поэтому, во-первых, необходимо тщательно продумать формулировки всех вопросов, а во-вторых, можно предусмотреть возможность предъявления студенту нескольких, по уровню детализации вопросов, т.е. в случае затруднений или неправильного ответа студент может запросить, или компьютер предложит сам более развернутую формулировку вопроса. Также как и преподаватель, обучающая программа может использовать целый ряд наводящих вопросов и подсказок, при этом следует отметить, что избыточная помощь, так же вредна, как и недостаточная. Таким образом, в обучающей программе целесообразно предусмотреть возможность как автоматического предъявления помощи и наводящих вопросов, так и отключение такого режима и получение помощи только по запросу обучаемого. Недостаток информации затрудняет, а часто вообще не позволяет решить поставленную задачу. Избыточный информативный диалог, являющийся другой крайностью, также нецелесообразен, в связи с увеличением времени на прочтение и осмысление информации (компьютерное обучение предполагает сокращение времени на обучение).

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок