Взаимодействие "человек - компьютер"
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер"

Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер" // Компьютерная хроника, 1999, № 9, стр. 33-36.
Страница 2

Страницы: 1 2 3

Автоматизированные и экспертные обучающие системы могут накапливать информацию о прохождении обучаемым как всего курса (дисциплины, темы) в целом, так и отдельных его (ее) частей, а затем использовать эту информацию при построении информационных диалогов, моделировании подсказок и помощи. Обучающая система должна обладать определенным интеллектом при создании оценочных суждений, потому что после нескольких неудачных ответов реплики типа "отличное решение", "замечательно" и т.п. могут вызвать отрицательную реакцию, поэтому в таких случаях целесообразнее отказаться от промежуточной оценки или не использовать ярко выраженную эмоциональную окраску для такой оценки.

Возможность задавать вопросы обучающей программе, т.е. компьютеру со стороны обучаемого, позволяет последним почувствовать в компьютере собеседника, это порой снимает страх перед работой (общением) с неодушевленной и сложной техникой.

На стадиях проектирования, разработки и тестирования диалогов, предназначенных для общения компьютера с обучаемым, существует необходимость во всесторонней оценке таких диалогов, которая должна осуществляться по целому ряду параметров - сфере применения, функции, мере адаптации, педагогической направленности, симметричной структуре партнерства, личностной отнесенности преобладающих средств общения (модальности), композиции и др. [4, стр.102].

Во многом от того насколько удобен, интуитивно понятен интерфейс (т.е. внешний вид, диалоговое взаимодействие и т.д. между человеком и компьютерной системой) зависит дальнейшее отношение обучаемого к конкретной обучающей программе [1, стр.15].

Практически во всех компьютерных программах, не только обучающих, но также и в программах общего или какого-либо специального назначения, применяется такое средство, и соответственно понятие, как "диалоговое окно". Диалоговое окно представляет собой небольшую, прямоугольную, ограниченную рамкой часть компьютерного экрана, имеющее заголовок, в котором указывается вид диалога или суть вопроса. Внутри диалогового окна всегда присутствует информационная часть, представляющая собой вопрос компьютера к человеку, какое-либо пояснение, сообщение об ошибочных действиях или ситуациях и др. Пользователь, отвечающий на информационное сообщение, может сделать выбор из предложенного списка ответов, например, отметить флажком (маркером) один или несколько вариантов ответа, написать какую-либо строку текста и т.д. В диалоговом окне всегда есть одна или несколько кнопок, позволяющие человеку сделать окончательный выбор (подтверждение) своего ответа компьютерной программе или отказ от ответа. Таким образом, диалоговое окно компьютерной программы представляет собой минимальный элемент обмена информацией между компьютером и человеком и соответствует (эквивалентен) двум репликам (мыслям, фразам) со стороны каждого участника обыкновенного, т.е. человек-человек, диалога.

В процессе разработки обучающих компьютерных программ могут использоваться два подхода проектирования и создания диалогового взаимодействия между компьютером и обучаемым. В первом случае используется "жестко" спроектированный диалог. Все сообщения, реплики заносятся в программу сразу при ее разработке и в дальнейшем без помощи программиста - разработчика их уже изменить нельзя. Такой подход немного упрощает разработку программы. Но программа не обладает гибкостью, ограничена в адаптации и поэтому данный подход, по нашему мнению, нецелесообразен. Другой подход заключается в проектировании общей структуры диалоговых окон - определение размеров, цвета, расположения реплик обучающей программы, кнопок ответа обучаемого и т.д. Затем создается файл, содержащий сами реплики, сообщения, вопросы и т.д., которые программа будет использовать по мере необходимости. Заполнение и исправление информации может выполняться стандартными компьютерными программами или, для облегчения работы преподавателя или методиста, специально разработанными для этих целей программами. Таким образом, обучающая программа становится динамичной, легко адаптируемой и масштабируемой. Появляется возможность разнообразить диапазон вопросов и ответов, внести эмоциональную окраску в диалог "компьютер-человек".

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок