Диалог в системе "человек - компьютер"
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер"

Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе "человек - компьютер" // Компьютерная хроника, 1999, № 9, стр. 33-36.
Страница 3

Страницы: 1 2 3

Обучение с помощью компьютера осуществляется, либо под руководством преподавателя, либо полностью компьютерной обучающей программой. В зависимости от того, какой из двух вариантов обучения предполагается использовать, то и соответствующим образом необходимо строить всю систему диалогов. Т.е. в случае обучения с преподавателем диалог "компьютер-человек" должен быть более кратким, что позволяет сократить время на чтение информации с экрана и соответственно больше времени остается на анализ и принятие решения. Недостаток информации, в случае необходимости, может восполнить преподаватель. Для того чтобы у последнего не возникли непредвиденные осложнения, его необходимо об этом заранее предупредить, в виде подробной печатной инструкции (документации для использования обучающей программы). Рассматривая возможность индивидуального обучения (при отсутствии преподавателя) можно использовать двухуровневую систему диалогов, когда первый уровень аналогичен или чуть более подробный по сравнению с обучением, проводимым под руководством преподавателя, а второй уровень значительно подробнее, но при этом он должен вызываться только по требованию обучаемого.

Также как и при обыкновенном диалоге, когда смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и др., так и в компьютерном диалоге применяются похожие элементы, например значки (пиктограммы) вопроса, восклицания, запрета или др., выделение отдельных слов цветом или начертанием символов, применение различного цветового оформления окна, но при этом излишняя пестрота наоборот отвлекает и соответственно может ухудшить восприятие, поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание цветового оформления и выделенных элементов.

"Чтобы в максимальной степени использовать возможности доступа к информации ... необходимо грамотное формулирование запроса" [2, стр.60], которое напрямую связано с диалоговым взаимодействием между человеком и компьютером, адекватностью вопросов и ответов.

Современные компьютерные средства, по сравнению с программами пяти- или десятилетней давности, позволяют лучше визуализировать представление информации, отображать процессы и явления в динамике, использовать во время диалога "человек - компьютер" не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук, использовать информацию, созданную в других программах, что позволяет улучшить диалог обучающей программы с пользователем, расширить сферы применения программы [1, стр.15].

Литература

1. Афанасьев В.В., Тыщенко О.Б., Афанасьева И.В. Анализ показателей эффективности применения обучающих программ. Нижний Новгород, I Всероссийская научно-техническая конференция "Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве". Тезисы докладов, часть V, 1999, 43с.
2. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников // Вопросы психологии 1986, № 5
3. Машбиц Е.И., Интерьерский В.В., Коммиссарова Е.Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, Выща школа, 1989, 184с.
4. Основы компьютерной грамотности Машбиц Е.И., Бабенко Л.П., Верник Л.В. и др.: Под ред. А.А. Стогния и др., Киев, Выща школа, Головное издательство, 1988, 215 стр.
5. Савельев А.Я. Автоматизированные обучающие системы. Труды МВТУ №354 под ред. Савельева А.Я. и Рыбакова Ф.И. М.: 1981, 80 с.
6. Сенько Ю. Диалог в обучении. // ВВШ 1991, №5

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок