Диалог компьютера и студента
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Диалог компьютера и студента

Тыщенко О.Б. Диалог компьютера и студента // Высшее образование в России, 2000, № 6. стр. 120-123.

Страницы: 1 2

АОС может представлять собой одну управляющую программу (файл), в которой будут реализованы все возможности системы, или, что более целесообразно, комплекс взаимосвязанных программ-модулей, каждую из которых допускается использовать обособленно от других частей или запускать из единой интегрирующей оболочки. Кроме того, система должна включать информационные файлы, содержащие текстовую, графическую и др. информацию, используемую для предъявления обучаемому в качестве новых порций знаний, файлы примеров, демонстраций, тестовых вопросов и заданий, ответов и т.д. Важными элементами АОС являются сценарий учебного процесса, а также база данных студентов, с сохранением пройденных тем, результатов тестирования и экзаменования. На наш взгляд, столь же необходимы база данных нестандартных ответов и решений студентов, сохранение информации о сбоях системы и неадекватных ответах АОС на вопросы и других ситуациях, анализ которых поможет изменять и совершенствовать такую АОС в дальнейшем. Тем более, что существует категория студентов, желающих 'проверить' работоспособность и устойчивость компьютерной системы.

Автоматизированную обучающую систему отличает от других видов компьютерных обучающих программ наличие развитого, интерактивного диалога между компьютерной системой и обучаемым, целый ряд дидактических и психологических аспектов взаимодействия в системе 'человек-компьютер', органичное сочетание технических, учебно-методических, программных и организационных обеспечении на базе компьютерных технологий и средств, предназначенных для индивидуализации обучения [1]. Поэтому накапливаемая информация и статистика об обучаемом может быть использована для автоматической коррекции компьютерного диалога, его совершенствования, настройки на индивидуальное восприятие каждого конкретного обучаемого. Это непростая с дидактической, технической и др. точек зрения задача, но ее по возможности необходимо решать.

Одним из вариантов дополнения к существующей электронной системе помощи, заключающейся в использовании контекстно-зависимой справки, является возможность взаимодействия обучающих модулей, 'загруженных' на двух компьютерах, когда обучаемый может запросить и получить помощь у преподавателя или других обучаемых, не вставая из-за компьютера. Такая возможность используется, например, в системах дистанционного обучения с применением Интернет- технологий.

Рассматривая взаимодействие компьютерной обучающей системы с обучаемым, важно учитывать, что процесс передачи информации преподавателем обучаемому включает ряд этапов. Во-первых, необходимо привлечь внимание обучаемого к тому, что сейчас начнется передача новой порции информации. Во-вторых, заинтересовать обучаемого в необходимости воспринимать ее. Далее поддерживать эту заинтересованность с тем, чтобы у обучаемого появилось устойчивое желание получать новые порции информации, новые знания по предлагаемому и смежным вопросам и дисциплинам, сформировать у обучаемого внутреннюю потребность в совершенствовании своих навыков и умений.

Такими возможностями располагают технические средства АОС. Основным, но не единственным источником передачи информации в современных компьютерных обучающих системах служат текстовые блоки; дополнительным, но передающим, как правило, лучше и больше информации является ее графическое представление в виде рисунков, чертежей, фотографий. Еще более эффективным средством оказывается одновременное озвучивание и анимация рисунков или показ видеофрагментов.

В ходе непосредственного, 'живого' общения преподавателя с обучаемыми существуют подъемы и спады внимания и активности, со всеми вытекающими из этого последствиями. И это необходимо учесть при разработке новой обучающей компьютерной системы. Представляется целесообразным после выдачи нескольких порций информации активизировать внимание обучаемого, предъявив ему контрольный вопрос, кроме того, таким образом можно уточнить дальнейшее продвижение по теме. Возможны также другие варианты, используемые преподавателями, а именно, использование аналогий, ярких примеров, а иногда и шутливых замечаний.

Существующие обучающие программы, выпускаемые многими известными компьютерами фирмами, следует отнести к классу электронных учебников. Несмотря на их возможности, удобство использования, красоту интерфейса и предъявления информации, в реальном учебном процессе их использовать нельзя, хотя как средство самостоятельного обучения, в том числе дополнительного к традиционным методикам или дидактически проработанным АОС, их применять можно и нужно. При этом эффект комплексного применения, при соответствующем подборе программ и систем, будет только увеличиваться.

Литература

  1. Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе 'человек - компьютер' // Компьютерная хроника. 1999, № 9. - стр. 33-36.
Страницы: 1 2

Рекламный блок

Информационный блок