Дистанционное обучение
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения

Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000 № 5. С. 7-13.

Страницы: 1 2 3

При ознакомлении с литературой, в которой рассматриваются различные аспекты системы дистанционного обучения (СДО), актуальные как для программистов, так и для потенциальных потребителей их продукции, вызывает удивление, что ряд исследователей до сих пор склонны считать СДО новой формой (новым направлением) организации учебного процесса (см., например, 1, 4). СДО разрабатываются многие годы и применяются в различных учебных заведениях Запада, а также на заочных отделениях вузов России. При современном уровне развития компьютерных сетей иначе и быть не может (к началу 2000 г. в мире существует 2 млн. WWW-серверов с более чем 300 млн. страниц!).

Показателен, например, такой факт: информационно-поисковая система AltaVista (www.altavista.com), содержащая информацию о более чем 60 млн. WWW-страниц, на запрос "distance education" (дистанционное образование) нашла 180057 страниц, на запрос "distance learning" (дистанционное обучение) - 304 853 страницы; другая крупнейшая поисковая система - Lycos (www.lycos.com) после тех же запросов нашла соответственно 65018 и 58 588 страниц. При этом далеко не все теоретические и практические разработки, связанные с СДО, размещены на страницах "всемирной паутины" - существуют еще печатная форма публикаций и FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов; файловый архив, являющийся одним из автономных ресурсов Интернет).

Сегодня, учитывая тенденцию к повсеместному замещению печатных материалов высокоуровневыми электронными информационными технологиями, правильнее было бы говорить о наметившемся новом этапе развития системы дистанционного обучения, хотя надо признать, что многие базовые формулировки еще остаются не вполне проясненными.

Современная СДО предполагает две формы передачи знаний и контроля над их усвоением, а именно заочную и необязательную (в некоторых случаях очную). Непосредственное взаимодействие обучаемого или группы обучаемых с преподавателем, а также контакт посредством технических средств коммуникаций осуществляются в зависимости от принципа построения конкретной формы СДО, либо в строго определенное время (сессию), либо по мере возникновения в том необходимости. Такое обучение предъявляет достаточно жесткие требования к учебно-методическим материалам и квалификации преподавателя-консультанта.

В СДО информация предъявляется с помощью как зарекомендовавших себя печатных материалов, так и электронных технологий. Широко распространено применение аудио- и видеоматериалов с использованием рассылки магнитных носителей или и с помощью телевизионных передач и кабельного телевидения. С точки зрения дидактики эффективны такие компьютерные средства, как электронные учебники и электронные учебные пособия, автоматизированные обучающие системы, электронные энциклопедии, справочники и др. Самыми молодыми, но динамично развивающимися технологиями СДО являются электронная почта, "всемирная паутина", доски объявлений, интерактивные дискуссии, видеоконференции и другие Интернет-технологии.

Педагогическая технология играет важную роль в функционировании и развитии СДО. Однако до настоящего времени не изжиты разночтения понятия "педагогическая технология". Современная наука стремится познать природу педагогического процесса, постепенно расширяя горизонты своих исследований внутри его. Цель педагогической технологии, на наш взгляд, заключается в практическом осуществлении теоретических построений в образовательном процессе намеченных результатов. Иными словами, технология предназначена для того, чтобы производить и воспроизводить актуальные продукты этого процесса. Если наука по своей сути есть поиск истины, то технология есть конкретный способ реализации истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Таким образом, технология обучения есть прикладная дидактика, а именно теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил "чистой науки".

Компьютерные технологии выстраиваются на используемых для решения ряда задач комплексах программно-аппаратных средств. Последние (исходя из масштабности охвата пользователей ЭВМ, аппаратных характеристик компьютеров и способов управления ими, а также возможности их применения в различных сферах учебно-познавательной деятельности) можно классифицировать следующим образом.

1. Персональный компьютер (ПК), включающий в себя аппаратное обеспечение, в том числе периферийное оборудование и программное обеспечение; не имеющий средств физической (постоянной) связи с другими ПК и используемый для решения какой-либо одной или нескольких поставленных задач, в том числе для обучения. Он является базовым компонентом для решения задач обучения, тренинга, контроля за уровнем знаний обучаемых, подготовки учебно-методических материалов и использования для организации учебного процесса, вместе с тем входит в другие компьютерные технологии в качестве составного элемента.

2. Многотерминальная ЭВМ, содержащая в своем составе центральную ЭВМ, соединенную линиями связи с терминалами, которые могут иметь свой процессор и другие ресурсы или управляться центральной ЭВМ. В настоящее время практически не используется в учебном процессе.

3. Локальная вычислительная сеть (ЛВС) - группа ЭВМ, расположенных, как правило, в одной или нескольких соседних комнатах (классах), объединенных физическими линиями связи. Для управления ЛВС может быть использован специально выделенный компьютер - сервер. Приобретает все больше, значение и популярность в учебном процессе в связи с возможностью организации взаимодействия между обучаемыми и преподавателем.

4. Интрасеть масштаба предприятия (учебного заведения) объединяет частично или полностью все "компьютеры и ЛВС учебного заведения. Включает в себя как специализированные; так и стандартные линии связи, например телефонные линии. Фактически является развитием возможностей ЛВС в администрировании и организации учебного процесса, взаимодействии во время занятий нескольких удаленных друг от друга групп обучаемых; упрощает доступ к учебной и научной информации, размещенной в компьютерах библиотеки, исследовательских центров и лабораториях вуза.

5. Единая (глобальная) информационная компьютерная сеть - "всемирная паутина" (world wide web). Объединяет интрасети, ЛВС и отдельные компьютеры; позволяет применить электронную почту и другие Интернет-технологии, что безгранично расширяет коммуникационные возможности диалогового и другого взаимодействия между обучаемыми и преподавателем, а также поиска и доступа к учебной и прочей информации, размещенной в информационных центрах далеко за пределами класса, учебного заведения или домашнего компьютера.

6. Специализированные средства для ввода в компьютер или вывода из него статичной и динамичной видеоинформации. К ним можно отнести сканеры, цифровые фото- и видеокамеры, аналоговые видеокамеры и видеомагнитофоны, телевизоры и проекционные устройства и др. Полезны при разработке, подготовке и тиражировании учебно-методических материалов, организации и проведении лекций, семинаров, конференций, деловых игр и т.д.

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок