Система дистанционного обучения
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения

Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000 № 5. С. 7-13.

Страницы: 1 2 3

В соответствии с общепринятым подходом к классификации компьютерных программ в программном обеспечении (ПО) компьютеров можно выделить системное и прикладное ПО. Системное ПО предназначено для функционирования компьютерных систем, и его рассмотрение выходит за рамки данного анализа. В прикладном ПО целесообразно с точки зрения дидактического подхода к использованию компьютеров выделить три большие группы.

1. Программы общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, средства для проведения Презентаций и др.). Используются для подготовки учебно-методических материалов, формирования и заполнения информационной составляющей компьютерных обучающих систем, а также для самостоятельного изучения и использования во время различного рода учебных занятий.

2. Специализированные программы (экономические, правовые, справочные системы и т.п.). Могут использоваться как вспомогательные элементы для обучения и тренинга или при построении и изучении специализированных курсов.

3. Обучающие системы. Используются как основные элементы для организации и проведения лекционных, практических, зачетных и других форм занятий.

К настоящему времени созданы тысячи обучающих систем, однако их общепринятой классификации не существует. Многие авторы [5, 8, 9, 11] выделяют следующие типы систем: тренировочные, предназначенные для закрепления знаний, умений и навыков; когнитивистские, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению; проблемного обучения, ориентированные на обучение посредством решения учебно-познавательных задач и реализующие принципы непрямого управления; Имитационные и моделирующие; игровые, в которых игра используется в качестве средства обучения; тестирующие и экзаменующие; справочно-информационные (базы данных и банки знаний, информационно-поисковые системы, словари и т.д.). Для реализации идей и принципов программированного обучения в обучающих системах может быть применено несколько различных технологий, в том числе компьютерные средства развивающего обучения (например, электронный учебник) с "погружением" обучаемого в информационную среду или моделированием реальных ситуаций.

При различении технологий СДО по способам взаимодействия в процессе обучения выделяют синхронные и асинхронные учебные системы. В синхронных системах в процессе обучения происходит осуществляемое с помощью технических средств непосредственное взаимодействие обучаемого и обучающего. В синхронных системах всегда используются специализированные технические средства, например интерактивное ТВ, аудио, графика, компьютерные телеконференции, Interactive Relay Chat (IRC, интерактивный разговор), Multi User Domain (MUD, многопользовательский домен), Multi-user Object Oriented (MOO, многопользовательский объектно-ориентированны и).

В асинхронных системах пользователи (обучаемые и обучающий) действуют независимо друг от друга. Асинхронные системы включают в себя как традиционные формы, с использованием печатных материалов, аудио- и видеокассет, так и новые, под которыми подразумеваются компьютерные технологии, в частности электронные учебники, автоматизированные обучающие системы (АОС), автоматизированные обучающие курсы (АОК), экспертные обучающие системы (ЭОС) и другие, с использованием электронной почты, "всемирной паутины" (WWW), файловых архивов (FTP) и прочих компьютерных технологий.

В целях повышения качества управления процессом передачи знаний, улучшения взаимодействия участников конструируются смешанные системы, сочетающие в себе различные компоненты (в том числе из различных групп - асинхронные и синхронные).

Характер доступа позволяет выделить три группы программ и программных систем: 1) однопользовательские, т.е. используемые обучаемым на одном компьютере, независимо от преподавателя и других обучаемых; 2) сетевые, т.е. используемые в составе локальной вычислительной сети или интрасети учебного заведения, в пределах учебного класса или одновременно в нескольких классах учебного заведения. При этом возможно взаимодействие обучаемого с преподавателем, а также обучаемых между собой; 3) многопользовательские, т.е. удаленного доступа, основанные на Интернет-технологиях, также позволяющие взаимодействовать обучаемым между собой и с преподавателем в реальном времени. При этом участники учебного процесса могут находиться в различных уголках земного шара.

Асинхронные средства, основанные на Интернет-технологиях, несомненно, превосходят другие по многим параметрам, таким, как управление учебным процессом, наличие обратной связи и прочим, но нельзя не учитывать, что материально-техническая база учебных заведений, качество российских линий связи, особенно в провинции, оставляют желать лучшего. Кроме того, воспользоваться всеми преимуществами Интернет-технологий, применяемых в СДО, по экономическим, техническим или другим причинам многие потенциальные потребители сегодня не в состоянии.

В связи с вышесказанным есть все основания сделать вывод, что по сравнению с другими большими шансами на широкое распространение в СДО обладают однопользовательские компьютерные системы.

Формами таких компьютерных систем являются электронный учебник, электронное учебное пособие, АОС, ЭОС и др. В зависимости от заложенных возможностей они могут быть отнесены в специальной литературе к различным типам. Так, некоторые авторы (см., например, 6, с. 13 -14) полагают, что электронный учебник должен проверять уровень знаний учащихся, предъявляя очередную порцию информации только после усвоения предыдущей. Иначе говоря, электронный учебник ставится в один ряд с автоматизированными обучающими системами, но их, по нашему мнению, нельзя полностью отождествлять. Поэтому следует определиться с терминологией.

Электронный учебник - компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, и, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет (в ограниченной мере) тестировать знания и умения обучаемого.

Автоматизированная обучающая система - это также компьютерное обучающее программное средство, которое: 1) предназначено как для предъявления новой информации, так и для научения промежуточному и итоговому тестированию (экзаменование); 2) обладает развитой системой помощи как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету; 3) характеризуется возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.); 4) обладает развитой системой сбора и обработки статистической информации об отдельном обучаемом, группе и потоке обучаемых; 5) накапливает информацию о частотности ошибок, возникающих при работе с обучающей системой или проявляющихся при выполнении контрольных заданий по изучаемой теме или дисциплине.

Вне зависимости от формы высокоуровневые компьютерные средства обучения должны использовать все современные достижения компьютерных технологий, в частности высококачественную графику, анимацию, звуковое сопровождение, видеоролики и т.п. (Более подробно о требованиях и составных компонентах электронных учебников изложено в [13].)

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок