Основные компоненты компьютерных технологий обучения
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Основные компоненты компьютерных технологий обучения

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения // НИИВО 23.04.98, № 86-99

Страницы: 1 2 3

Анализ известной литературы [7, 8, 9, 10, 11, 12] и история развития компьютерного обучения диктует необходимость различать два вида обучающих систем – традиционные и интеллектуальные. Основные особенности интеллектуальных обучающих систем заключаются в управлении учебной деятельностью, с учетом всех ее особенностей, на всех этапах решения учебно-познавательной задачи, начиная от постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения; обеспечения диалогового взаимодействия на языке, близком к естественному. В ходе диалога может обсуждаться не только правильность действий тех или иных учащихся, но и строится поиск решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В таких обучающих системах индивидуальное обучение осуществляется на основе динамической модели обучаемого. Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему, по мере формирования учебной и самостоятельной деятельности, новые обучающие функции, обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. По мере накопления данных интеллектуальная система может совершенствовать свою стратегию обучения.

В отличие от традиционных компьютерных систем, которые функционируют на основе заложенного алгоритма, интеллектуальные обучающие системы в соответствии с заложенными в нее алгоритмами организуют управление учебной и самостоятельной деятельностью на эвристическом уровне.

Система, составляющая компьютерную технологию обучения, включает техническое (собственно компьютер), программное и учебное обеспечение. С точки зрения дидактики ядро компьютерной технологии составляет учебное обеспечение. Как указывает ряд авторов [3, 13, 14, 15], в первых моделях компьютерной технологии учебное обеспечение реализовывалось с помощью единой обучающей программы, содержащей компоненты, обеспечивающие управление учебной и самостоятельной деятельностью: учебный текст, задание и оценку выполнения предыдущего задания, а в случае необходимости и некоторую подсказку. По мере усложнения функций, возложенных на компьютер, усложнилось и учебное обеспечение. Так для реализации диалога появилась потребность в дружественном интерфейсе с пользователем. Особенно усложнилась структура обучающей системы по мере роста ее интеллектуальности. Были созданы программы для учета истории обучения конкретного ученика (студента), для построения его модели [8, 10].

Иными словами создано множество компьютерных программ и программных систем, моделирующих физические и химические процессы, экономические и социальные аспекты современного общества. Однако основным недостатком является бессистемность, антицелостность и фрагментарный характер [16]. И только после разработки соответствующих дидактических рекомендаций, их можно использовать в отдельных видах обучения (иногда даже только на одном-двух занятиях) или охватывать весь комплекс по какому-либо курсу (предмету).

В связи с широким распространением программных средств общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, различного рода справочно-информационные системы и другие) – их применение позволяет ускорить подготовку документации: доклады, рефераты, курсовые (дипломные) работы и проекты (для студентов); методические указания, лекции, доклады, статьи для преподавателей. Использование выразительного рисунка или плаката, наглядной детали механизма – это не второстепенные детали в учебном процессе, а наиболее рациональная, адекватная восприятию форма представления материала [15]. Из-за сокращения общего времени на поиск, создание и редактирование (т.к. любая работа не удовлетворяет поставленным требованием с первого раза) появляется возможность для более детальной проработки вопросов, “доводки” работы до презентабельного вида, предоставит возможность сосредоточится на главном, расширит творческие возможности.

Следовательно, компьютерные технологии оказывают существенное влияние на все компоненты целостного образовательного процесса, что в свою очередь доказывает влияние компьютера на содержание обучения, в смысле доступности для учащегося многого из того, что ранее считалось посильным только для специалистов высокой квалификации. В то же время компьютер позволяет включить в содержание обучения различные эвристические средства, направленные на стратегию поиска в решении учебно-познавательных задач. Большое значение имеет и то, что компьютер создает реальные предпосылки для создания интегрированных учебных программ, разработки содержания профессионально-ориентированного обучения с учетом реальных научно-производственных процессов, делает объектом изучения собственно учебно-познавательную и самостоятельную деятельность учащегося. Более того, последний (учащийся) освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получать требуемую информацию, в том числе, относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебно-познавательной задачи; получает возможность приобщения к исследовательской работе.

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок