Основные компоненты компьютерных технологий обучения
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Основные компоненты компьютерных технологий обучения

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Основные компоненты компьютерных технологий обучения // НИИВО 23.04.98, № 86-98

Страницы: 1 2 3

НИИВО 23.04.98, № 86-98, деп. Муром. ин-т. фил. Владим. гос. Ун-та. – Муром, 1998. Библиографический указатель "Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом" Вып. 3. М., 1998. УДК 371.

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности – в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. “В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамота” [1]. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. В то же время не утихают споры о роли и функциях компьютеров, используемых в целостной системе обучения.

Приведем полярные из них. Так одни авторы утверждают, что “отличительная черта компьютерного обучения — ориентация на новый, более высокий уровень восприятия и репродуцирования профессионального знания: если традиционные формы обучения дают, как правило, возможность получения и механического его отображения, то компьютерное обучение позволяет овладеть механизмами и законами использования знания, т. е. овладеть навыками и умениями, на что, по сути, и ориентирована средняя специальная и высшая школа” [2]; “компьютеризация воздействует на развитие не только познавательной, но и мотивационной, эмоциональной сферы личности,ее самосознания. Может ли компьютер способствовать развитию творческого мышления? Безусловно, да” [3].

Другие доказывают, что “практика использования ТСО не привела к серьезному повышению эффективности учебного процесса ни по одному из показателей, в том числе и по качеству усвоения” [1] .

Точка зрения авторов данной работы заключается в том, что компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям учащихся, стать ступенью для повышения эффективности учебного процесса.

Правильность данной позиции подтверждает тот факт, что апробированы два направления информатизации образовательного процесса: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средства учебной и самостоятельной деятельности; использование компьютера как объекта изучения.

Первое направление зародилось в рамках программированного обучения. В начале компьютер рассматривался, как более совершенное, по сравнению с другими устройствами, техническое средство реализации обучающих программ, построенных в соответствии с принципами программированного обучения. По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера, как средства обучения.

Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовывать индивидуальное общение с обучаемым, опирающееся на его модель и базовые знания.

С изменением оценки роли и места компьютера в образовательном процессе, компьютер принято рассматривать в контексте новых информационных технологий обучения, которые включают технологии, значительно отличающиеся друг от друга, прежде всего заложенными в них теоретическими принципами, обучающими функциями и способами их реализации.

К настоящему времени созданы тысячи обучающих систем, однако их общепринятой классификации не существует. Многие авторы [4, 5, 6, 18] выделяют следующие типы систем: тренировочные, предназначенные для закрепления знаний, умений и навыков; когнитивистские, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению; проблемного обучения, ориентированные на обучение решению учебно-познавательных задач и реализующие принципы непрямого управления; имитационные и моделирующие; игровые, которые в качестве средства обучения используют игру; тестирующие и экзаменующие; справочно-информационные (базы данных и банки знаний, информационно-поисковые системы, словари и др.).

Недостатком такой классификации является то, что она не отражает способов реализации управляющих функций.

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок