Вариант статьи в журнале «Информатика и образование», 1999, № 10
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Применение средств ввода изображений и распознавания текстов в учебном процессе

Тыщенко О.Б. Применение средств ввода изображений и распознавания текстов в учебном процессе
Страница 1

Страницы: 1 2 3

Введение

Стремительное развитие компьютерных технологий (КТ) позволяет применять их на всех стадиях учебного процесса, начиная от планирования и подготовки лекционного материала и практических заданий и заканчивая собственно процессом обучения и дальнейшим анализом проведенных занятий.

На стадии подготовки материала и, особенно при создании учебно-методических пособий возникает задача ввода большого объема текстовой и графической информации в ЭВМ. Основным устройством для ввода чертежей, рисунков и фотографий является сканер. Кроме того, используя программы оптического распознавания текстов можно вводить в компьютер, также и текстовую информацию. Современные программно-аппаратные системы позволяют автоматизировать ввод больших объемов информации в компьютер, используя, например, сетевой сканер и параллельное распознавание текстов на нескольких компьютерах одновременно.

Аппаратное обеспечение

В настоящее время существует 5 типов сканеров: ручные, страничные, планшетные, проекционные, барабанные. Рассмотрим кратко их основные достоинства и недостатки.

Ручные сканеры представляют собой небольшое по размерам устройство, состоящее из оптической системы, ручки для перемещения сканера по изображению и одной-двух кнопок для включения-выключения процесса сканирования. Подключаются они обычно к параллельному (принтерному) порту компьютера. Из достоинств можно выделить только их дешевизну и наличие программ "склейки" изображения. Недостатки - это низкая разрешающая способность и количество цветов, что делает их непригодными для ввода фотографий высокого качества. Кроме того, ширина оптической системы обычно меньше ширины стандартного печатного листа.

Листовые (страничные) сканеры имеют лучшие технические характеристики, такие как разрешение и глубина цвета. Они снабжены устройством для протягивания листа бумаги. Их основной недостаток - это невозможность сканирования оригиналов, состоящих из нескольких страниц или превышающих по размеру формат сканера.

Существует три вида подключения таких сканеров к компьютеру.

  1. Через параллельный порт.
  2. Используя SCSI-порт, для этого необходимо в свободный разъем компьютера установить SCSI-плату, скорость сканирования возрастает, но и соответственно, увеличивается цена за сам сканер.
  3. Подключение через USB-порт. Многие современные компьютеры оснащены таким портом.

Планшетные сканеры имеют такие же технические характеристики и способы подключения к компьютеру, как и листовые сканеры. Они позволяют сканировать многостраничные и широкие (превышающие размеры сканера) оригиналы. Максимальное оптическое разрешение 600-9600 dpi, в зависимости от модели, глубина цвета до 36 бит. Кроме того, используя специальную приставку можно сканировать негативные фотопленки и слайды. В этом случае существует еще одна характеристика - оптическая плотность или диапазон оптических плотностей сканируемого оригинала. Некоторые профессиональные модели современных планшетных сканеров не уступают, а иногда и превосходят по техническим характеристикам барабанные сканеры.

Проекционные сканеры имеют оптическую систему, как у фотоаппарата и поэтому позволяют вводить в ЭВМ объемные изображения, имеют сравнимые или лучшие характеристики. Стоимость таких систем выше, чем у рассмотренных ранее типов сканеров.

Барабанные сканеры предназначены для ввода изображения с фотопленок. Глубина цвета более 32 бит. Имеют очень высокую цену. Используются в полиграфической промышленности.

Таким образом, исходя из соображений цена-предоставляемые возможности, наибольшее распространение получили планшетные сканеры. В настоящее время в ВУЗах есть хотя бы один или несколько сканеров, что позволяет применять их для подготовки учебно-методических материалов и непосредственно в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок