Рекламный блок
Необходимые условия для проведения занятий детей дошкольного возраста с компьютером
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.
Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул обязательно должен иметь спинку.
Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана – не более 200 лк.
При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие; использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимы проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка – протирка столов и экранов дисплеев, протирка полов (до и после занятий).
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Основные факторы, вредно действующие на человека за компьютером:
- Фиксированная поза в положении сидя в течение длительного времени.
- Воздействие электромагнитного излучения монитора.
- Утомление глаз, нагрузка на зрение.
- Перегрузка суставов кистей.
Известно, что нерегламентированная длительная работа, какой бы легкой она ни была, рано или поздно приводит к утомлению или даже к переутомлению человека. Поэтому любой вид деятельности должен нормироваться. При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.
Имеющиеся исследования и наблюдения за взрослыми операторами компьютеров убедительно показали, что работа этой категории выполняется в специфических условиях и очень утомительна. Известно, что работа за дисплеем отличается от других видов деятельности рядом особенностей. В первую очередь тем, что сопровождается длительным напряжением зрительного анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды: рассматривание на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала на близком расстоянии информации в виде мелких знаков (букв, цифр).
Периодический перевод взора на клавиатуру или текст, расположенные на столе, связан с работой органа зрения в уже других условиях освещения. Поэтому напряжение при работе глаза в этих условиях превосходит таковое при других условиях зрительной работы: при чтении книг, учебников и даже при просмотре телевизионных передач.
Кроме того, работа на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза сопровождается длительным напряжением мышц плечевого пояса и, следовательно, тоже отличается от позы на обычных учебных занятиях.
Помимо всего прочего, в помещениях с работающими компьютерами повышается выше нормы температура воздуха, снижается ниже нормы относительная влажность, окружающие предметы заряжаются статическим электричеством, в неблагоприятную сторону изменяется соотношение легких и тяжелых ионов (последние превалируют).
Это еще больше усиливает снижение работоспособности пользователей, а при длительном общении с компьютером может привести и к нарушениям их здоровья.
Слабость, общее утомление, нервозность, головные боли, боли в области спины и шеи, зрительное утомление, двоение в глазах, раздражение, покраснение, конъюнктивы, нарушение цветового восприятия отмечают Hani F., Otaki T., Takajara M., Takeuluk F. и др.
Расстройства зрения в 45 % случаев связываются с нарушением аккомодации глаза. Этому способствует длительное фиксирование напряжения аккомодационной системы глаза, а также мерцание изображения на экране.
Изменения отмечаются в разных органах и системах организма, но в первую очередь страдают зрение и нервная система. Наряду с перечисленными явлениями, многие испытывают значительный мышечный дискомфорт. Симптомы его различны: боли в мышцах, скованность, чувство утомления, тремор, судороги. Страдают мышцы всего тела, но главным образом, мышцы верхнего плечевого пояса.
Хотя дети и школьники не так долго, как взрослые, работают на компьютере, опасность неблагоприятного влияния от контакта с ним у них сохраняется.
Особенно остро стоит проблема изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, проблема исследования их состояния здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности, – чтобы разработать безопасные для здоровья ребенка условия общения с компьютером.
Значимость подобных исследований также обусловлена возрастными функциональными возможностями дошкольников, их бурной реактивностью на воздействие факторов среды (особенно неблагоприятных), неблагоприятной картиной состояния здоровья детского населения страны, а также с недостаточной изученностью вопроса.
В результате многолетних исследований были экспериментально обоснованы физиолого-гигиенические, медицинские рекомендации по организации занятий с использованием компьютеров для дошкольников. Они существенно расширяют и уточняют действующие, но уже устаревшие Санитарные правила и нормы, составленные с учетом результатов исследований конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия, проведенных при работе детей на компьютерах низкого качества.
Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, проведенных с использованием современной компьютерной техники, можно привести следующие рекомендации:
- Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности – MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR – Low radiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 85 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах, системы LCD, так как они лишены многих недостатков присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
- Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
- Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
- Монитор с электронно-лучевым кинескопом обязательно должен быть установлен задней стенкой к стене.
- Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
- Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
- Для ребенка 6 лет, если он абсолютно здоров, т.е. относится по состоянию здоровья к 1 группе максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 15 минут.
Однако, не все дети дошкольного возраста абсолютно здоровы, многие из них имеют те или иные отклонения от нормы, или даже хронические заболевания. Для всех детей 5 лет и для имеющих отклонения в состоянии здоровья 6-летних время работы лучше сократить до 10 минут, для ребят постарше – не более получаса. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, дозировать индивидуально. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2-х раз в неделю.
Можно выделить четыре основных типа проявления "компьютерной" усталости:
- Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т.п.
- Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.
- "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
- Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех и др.
Считается, что наиболее опасно излучение монитора. Но для жидкокристаллических (плоских) экранов и переносных компьютеров-ноутбуков характерно полное отсутствие излучения. Что касается "обычных" мониторов, то они являются источниками электромагнитного излучения сверхнизкой частоты, но не больше, чем другие электроприборы, и уж точно меньше, чем телевизор. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен.
Монитор является источником и многих других излучений – рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового. Но уровень рентгеновского излучения монитора намного меньше, чем естественный радиационный фон. А инфракрасное и ультрафиолетовое излучения монитора ничтожно малы по сравнению с воздействием электрических ламп. Опасными в этом плане могут оказаться только довольно старые (выпущенные 8–10 лет назад) мониторы. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 ºC, относительная влажность – снижаться ниже нормы до 40-60%, а содержание двуокиси углерода – увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся количество положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути.
Некоторые дети особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляются першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.
Педагог, использующих в своей работе с детьми компьютерные средства обучения, обязан заботится о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Использование современных компьютеров и соблюдение выше изложенных рекомендаций сводит до минимума отрицательное влияние компьютера на человека.