Рекламный блок
Применение компьютерных технологий во внеклассной деятельности и на уроках биологии
Шапарина Светлана Васильевна - заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии МОУСОШ п.Луговской.
Ханты-Мансийский район МОУСОШ п.Луговской dmitriy_svetlana@list.ru
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации.
Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
Наши дети живут в удивительное время. Еще несколько лет назад учащиеся нашей маленькой сельской школы о компьютере знали понаслышке, а сегодня они изучают информатику со 2 класса, а в кабинете стоит 11 новеньких машин. В перемены здесь собирается разновозрастная компания самых заинтересованных и увлеченных ребят. Что же их сюда привлекает? В ходе индивидуальных бесед выяснилось, что 10% ребят приходят из любопытства, 27%-подготовиться к урокам, напечатать творческие работы, доклады, рефераты, подготовиться к экзаменам, а 63% ответили, что влечет их возможность поиграть в компьютерные игры, "побродить" по Интернету.
Сегодня многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации. Да, мы согласны, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой эффективности. Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". С появлением широких возможностей использования компьютерных технологий в нашей школе, задача нас, как педагогов усложнилась. Редкий подросток, встретив во всемирной "паутине" информацию, выходящую за рамки морали, не заглянет в нее из любопытства.
Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих сельских учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ.
В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. Создан Интернет-клуб, где под руководством педагога ребята осваивают азы мастерства программирования, многие педагоги применяют компьютерные технологии в обучении, во внеклассной и проектной деятельности, работает школьное научное общество, в рамках которого ведется исследовательская работа, готовятся проекты и презентации с помощью Интернет-технологий.
"Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы":
- Подготовка и организация презентаций проектов
- Использование образовательных порталов
- Посещение сайтов научно-популярных журналов
- Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира
- Участие в Интернет-олимпиадах, творческих конкурсах
- Создание школьного сайта, домашних страничек
Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций, проводим мультимедиа уроки , применяем анимационные модели в обучении.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Как же осуществляется работа над проектами?
- Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
- Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
- Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
- Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
- Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
- Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
Для примера можно представить описание следующих проектов:
Проект "Влияние окружающей среды на здоровье жителей п.Луговской", Цель проекта : дать комплексную оценку окружающей среды, выявить уровень заболеваемости населения, определить степень влияния окружающей среды на здоровье жителей нашего поселка.
Проект "Особо охраняемые территории Ханты-Мансийского района"
Цель проекта: Изучить информацию об особо охраняемых территориях нашего района, показать основные проблемы окружающей природной среды в нашей местности.
"Влияние образа жизни на здоровье школьников п.Луговской".
Цель проекта: Выявить влияние образа жизни на здоровье подростков на примере нашей школы.
"Иммунодефицитные состояния школьников в условиях ХМАО"
Цель проекта: Создать условия для снижения уровня иммунодефицитных состояний, улучшения здоровья школьников п.Луговской.
Задачи проекта:
- изучить ситуацию в школе.
- составить подробный отчет о проведенном исследовании, сформулировать выводы для определения проблемы.
- четко сформулировать проблему для того, чтобы:
а) Составить программу реализации проекта, цель которого-решение этой проблемы;
б) Объяснить общественности и всем, от кого в той или иной мере зависит решение данной проблемы, необходимость работы в этом направлении, свои замыслы.
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Апробация данной технологии в нашей школы показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность экологического воспитания и создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры школьников.
Мы на правильном пути, нужно только научить детей отделять "шелуху" от "ядер", научить ребят адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромного мира и эффективность воспитания возрастет.
"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!" отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим мы согласимся.