Рекламный блок
Тыщенко О.Б., Уткес М.В. Границы возможностей компьютера в обучении // Образование, 2002, № 4, С. 85-91.
С изменением оценки роли и места компьютера в образовательном процессе, компьютер принято рассматривать в контексте новых информационных технологий обучения, которые включают технологии, значительно отличающиеся друг от друга, прежде всего заложенными в них теоретическими принципами, обучающими функциями и способами их реализации.
Если рассматривать применение компьютерных технологий, то возникает закономерный вопрос: "Чем компьютер лучше преподавателя и чем он лучше книг?" или другими словами возможно ли создание новых представлений информации не свойственных, например, книгам? Кроме того, может ли компьютер помочь человеческому мышлению в процессе обучения. При этом речь идет не о разумных и мыслящих машинах, и не о том, что компьютер будет мыслить вместо человека, а о том, существуют ли представления, которые удобнее создавать при помощи компьютера, или представления, которые в противном случае были бы недостижимы. Необходимо определить, в чем же граница возможностей компьютера, когда речь идет о создании новых представлений?
Следует заметить, что только компьютер позволяет создать произвольные меняющиеся изображения с приемлемыми затратами времени и сил. Остается установить, какой выигрыш дает мышление, оперирующее динамическими, а не статическими представлениями.
Прежде, чем решать, что дает динамическая схематизация, неплохо было бы определится с возможностями статической. В самом деле, так ли важна схематизация вообще? Под схематизацией мы в данной статье будем понимать не упрощение, а графическое представление информации.
Существует притча о четырех школах математиков, которые обречены не понимать друг друга. Когда лектор говорит - "представьте окружность и касательную к ней", то представители первой школы считают что речь идет исключительно о горизонтальной линии над окружностью, второй школы - только о линии под окружностью, третьей и четвертой школы, что говорится о вертикальных линиях, соответственно справа и слева (см. рис. 1).
Конечно, это шутка. Но, каждый раз, когда речь идет о взаимном расположении нескольких элементов или об определенных сложных контурах, изображение, иначе говоря, схема, будет эффективнее любого описания, которое окажется либо недостаточным, либо избыточно подробным.
Определенно можно считать, что в инженерной практике, предметом мышления становятся не столько понятия, сколько изображения (схемы, чертежи и т.п.). Динамическая схематизация в инженерной деятельности легко найдет свое место. Например, движущиеся кинематические схемы, трехмерные чертежи, которые можно разворачивать или интерактивно получать нужные сечения и разрезы и т.п. Не следует упускать из виду возможности других приемов динамической схематизации.
Меняя освещенность или цвет некоторых участков, можно демонстрировать колебание температуры или других свойств какого-нибудь тела. Но, феномен изменения свойств тела, является информацией о нем, а не новым представлением. Более того, не имея понятия "температура", нельзя будет представить его, наблюдая смену цвета.
За счет движения можно наглядно передать дополнительное измерение, например, двухмерный, меняющийся в некоторой тенденции, график будет нагляднее своего трехмерного аналога. Это произойдет хотя бы потому, что необходимая тенденция будет подчеркнута. Такой подход, возможно, найдет свое применение не только в области технического, но и, например, в области экономического образования.
Остается открытым вопрос, может ли динамическая схематизация использоваться не для наглядной передачи информации, а для создания новых представлений. Если считать, что основная сложность подготовки новых представлений состоит в том, чтобы выстроить их в последовательность простых понятий, очевидных учащемуся, то возможна другая формулировка целей применения динамической схематизации, а именно управление вниманием обучающегося, а в более широком плане и процессом обучения.
Можно ли считать, что управление вниманием дает принципиально новые возможности в развитии представлений учащегося? Это достаточно спорный вопрос, хотя бы потому, что можно до бесконечности обсуждать какие представления являются действительно новыми, а какие есть только комбинация уже известных.
В тоже время, нельзя утверждать, что применение динамической схематизации является единственным преимуществом использования компьютера в процессе обучения. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее. Необходимо рассмотреть те преимущества, которые дает комплексное восприятие информации, т.к. их с полным правом можно отнести к преимуществам компьютерных технологий обучения.
Если искать причины эффективности комплексного восприятия информации, то можно выделить следующие моменты.
- При получении информации при помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.
- Объективно существует информация, которую легче воспринимать или визуально, или на слух, например, чертежи и схемы легче показать, чем описать словами, что было продемонстрировано выше. С другой стороны, правильное произношение слов иностранного языка легче понять, услышав их, чем наблюдая лишь за артикуляцией.
- Приведенные во втором пункте примеры, нельзя считать полностью корректными. По сути, мы сказали, что если хотим изучить картинку, ее легче увидеть, а если звук - услышать. Для чистоты эксперимента правильнее взять нейтральную информацию. Например, математический текст изображенный на доске и проговариваемый преподавателем. Представленная на доске информация, позволяет сосредоточить внимание на любой части информации, а проговариваемый текст задает последовательность и скорость восприятия. Не следует забывать, что как правило, предмет мышления представляется словами.
- Учащийся может влиять на процесс обучения.
- Останавливая или повторяя фрагменты, можно управлять интенсивностью получения материала.
- Выбирая интересующие подразделы можно организовать индивидуализированный процесс обучения.
- Изменяя некоторый набор параметров, можно следить за изменениями в объекте изучения.