Диалог компьютера и студента
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Диалог компьютера и студента

Тыщенко О.Б. Диалог компьютера и студента // Высшее образование в России, 2000, № 6. стр. 120-123.

Страницы: 1 2

Компьютерные технологии, проникая в сферу образования, позволяют использовать уникальные средства и методы для улучшения процесса обучения, организации новых форм передачи и контроля знаний, умений и навыков.

В этих целях применяются различные типы обучающих систем. С появлением первых персональных компьютеров началась разработка обучающих программ, а в последнее время и автоматизированных обучающих систем (АОС).

Автоматизированная обучающая система - это компьютерное педагогическое программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, усвоения навыков и умений, промежуточного и итогового тестирования (экзаменование), располагающее надежной системой помощи как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету. Она обладает возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.), развитой системой сбора и обработки статистической информации о каждом обучаемом, группе и потоке обучаемых (в том числе накапливает информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках обучаемых по изучаемой теме или дисциплине).

При разработке АОС необходимо решать целый комплекс различных проблем, включающих учебно-методические, психологические, организационные, технические, экономические аспекты, тесно связанные между собой.

Рассмотрим подробнее поставленные вопросы в порядке очередности.

Учебно-методические вопросы:

  1. Постановка целей, достигаемых в процессе обучения.
  2. Выбор различных способов управления учебной деятельностью.
  3. Моделирование учебных ситуаций.
  4. Тщательный отбор, структурирование практического материала, формулировка вопросов и тестовых заданий и др.
  5. Учет ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
  6. Выбор или разработка аппарата оценки полученных знаний и уровня подготовленности обучаемых.

Психологические вопросы:

  1. Учет возможного негативного отношения к применению компьютерных средств как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя.
  2. Диагностика индивидуальных особенностей обучаемого для обеспечения индивидуализации обучения.
  3. Разработка основных и вспомогательных диалогов 'человек-компьютер', необходимых для активизации познавательной деятельности обучаемых, обеспечении обратной связи, адекватной помощи в случаях возникновения затруднений и т.д.
  4. Обеспечение мотивации в обучении, интереса к познанию.
  5. Анализ эстетического восприятия внешнего вида, формы предоставления информации и др. в обучающей программе.

Организационные вопросы:

  1. Обеспечение взаимодействия в коллективе авторов АОС, в который обязательно должны входить профессиональный дидакт, специалист-предметник, программист, кроме того, желательно наличие психолога, художника-дизайнера, а также других специалистов.
  2. Оценка эффективности обучающей программы.
  3. Проведение тестирования с целью устранения ошибок или улучшения качества разрабатываемой АОС.

Технические вопросы:

  1. Выбор и обоснование программно-аппаратных средств для реализации поставленных целей.
  2. Разработка ядра системы (компьютерной программы или комплекса программ).
  3. Наполнение АОС конкретным информационным материалом (ввод в компьютер текстовой, графической, аудио-и видеоинформации). Установление логических связей между различными частями (кадрами) АОС.
  4. Разработка системы электронной помощи и печатной документации.
  5. Создание для преподавателей, обучаемых и администратора инструкций и рекомендаций по использованию и настройке АОС.
  6. Предусматривание возможности модификации системы в связи с изменением внешних факторов, например, развитием науки, изменением учебной программы. Возможность адаптации к различным аппаратным ресурсам компьютеров и личным вкусам обучающих и обучаемых.

Экономические вопросы:

  1. Сравнение экономических, технических, дидактических и других показателей разрабатываемой АОС с другими обучающими программами и АОС для оценки целесообразности ее использования.
  2. Анализ минимальных и рекомендуемых аппаратных ресурсов компьютера или компьютерных систем.
  3. Оценка дополнительных затрат, связанных с внедрением и дальнейшим использованием разрабатываемой АОС.

В числе других вопросов: учет эргономических аспектов взаимодействия программы с пользователем (обучаемым и /или обучающим).

Страницы: 1 2

Рекламный блок

Информационный блок