Компьютерные технологии в дистанционном обучении
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения

Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика, 2000 № 5. С. 7-13.

Страницы: 1 2 3

Неотъемлемыми достоинствами однопользовательских компьютерных систем являются ряд свойств, присущих только им. Возможность многократного 'прогона' учебного материала положительно влияет на усвоение, закрепление полученных умений и навыков. Использование мультимедиа-технологий повышает уровень наглядности, что во многом обеспечивает успешность обучения. (Доказано, что исключительно визуальная информация усваивается человеком на 25%, исключительно аудиоинформация - на 12%, а комплексное аудиовизуальное представление информации поднимает этот функциональный уровень до 65%.) Большое значение имеют непривязанность к месту и времени на весь период обучения, возможность выбора программы не только исходя из актуальных потребностей, но и по более 'симпатичному' интерфейсу (внешнему виду и способам взаимодействия), а также осуществимость комплексного использования различных программ с суммированием их возможностей по обучению, тренингу и тестированию.

Несомненно, разработчикам при создании программ следует учитывать неоднородность аудитории. Малоопытные пользователи ПК, как правило, испытывают некоторый страх или, по крайней мере, неуверенность в своих действиях и знаниях на начальном этапе использования компьютера как средства обучения. Ими затрачивается масса времени и сил на, казалось бы, простые операции и совершаются самые невероятные ошибки. Вместе с тем к настоящему моменту уже успело сформироваться огромное количество людей, для которых персональный компьютер такая же обыденная вещь, как, например, телевизор.

В продуцировании применяемых в СДО однопользовательских компьютерных систем можно выделить несколько направлений. Во-первых, особняком стоят системы, появившиеся вместе с первыми персональными компьютерами и предназначенные как для тренинга навыков по самим компьютерным технологиям, начиная от основ информатики и заканчивая способами и средствами программирования, так и для изучения тонкостей компьютерного 'железа' (аппаратного обеспечения). С дидактической точки зрения в подавляющем большинстве случаев такие системы несовершенны, так как их создавали и в настоящее время создают все кому не лень.

Во-вторых, постепенно нарастает количество обучающих систем для общеобразовательных дисциплин в системе среднего образования, общенаучных и специализированных дисциплин в системе высшего образования. В разработке таких систем, как правило, принимают участие различные специалисты, т.е. кроме программистов задействуются методисты и учителя-предметники. Однако во многих случаях, как ни прискорбно, организационная сторона дела оставляет желать лучшего.

В-третьих, отметим предназначенные для получения знаний и умений программные продукты, которые не связаны с системой среднего или высшего образования, но могут играть роль дополнений, средств самообразования. К ним, в частности, относятся расширенные лингвистические программы, нередко предназначенные для углубленного изучения иностранного языка, программы для повышения грамотности пользования родным языком, различные электронные справочники, энциклопедии.

В-четвертых, выделим направление, связанное с компьютерными технологиями для обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Решение соответствующих дидактических задач предполагает включение в обучающую программу элементов игры или построение обучения на основе игры. Следует заметить, что использование игровых форм обучения является наиболее перспективным в плане активизации учебного процесса, к каким бы группам или категориям ни относились пользователи [5, с. 12]. В таких системах особое значение приобретает применение мультимедиа-технологий. В частности, использование звука позволяет применять компьютерные обучающие системы для обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, еще не умеющих или только начинающих читать. При этом компьютер (преподаватель) в процессе продвижения по игре-обучению дает ребенку инструкции.

Как уже говорилось выше, в однопользовательских компьютерных системах исключено 'реальное' диалоговое наполнение. Поэтому при разработке программ, предназначенных для индивидуального обучения, необходимо с особой тщательностью разрабатывать как общую структуру условного диалога, так и, в особенности, формулировки, дополнения и уточнения заданий, вопросов и других подобных элементов. Функционально развитые, удобные программы с интуитивно-понятным интерфейсом позволяют улучшить диалог обучающей программы с пользователем, расширить сферы применения программы [2]. Особое значение имеет адекватность реакции компьютера на логичное (ожидаемое) действие обучаемого, а также универсальность в плане интерпретации или выдачи соответствующего сообщения в случае некорректной постановки вопроса обучаемым. Иногда можно услышать опасения, что кто-нибудь захочет 'поэкспериментировать' с целью поставить такую систему в тупик, но ведь то же самое может произойти, а иногда и происходит и при живом общении обучаемых с преподавателем. Опытный специалист имеет в своем арсенале ряд приемов и методов выхода из таких ситуаций и воздействия на обучаемого, по аналогии можно попытаться научить соответствующим приемам и компьютерную обучающую систему.

Автоматизированные и экспертные обучающие системы могут накапливать информацию о прохождении обучаемым как всего курса (дисциплины, темы), так и отдельных его (ее) частей, а затем использовать сохраненные данные при построении диалогов, моделировании подсказок и помощи. Обучающая система должна обладать определенным интеллектом при создании оценочных суждений, потому что после нескольких неудачных ответов реплики типа 'отличное решение', 'замечательно' и т.п. могут вызвать отрицательную реакцию. Очевидно, целесообразнее отказаться от промежуточной оценки или не использовать ярко выраженную эмоциональную окраску для такой оценки.

Возможность задавать вопросы обучающей программе позволяет обучаемому почувствовать в компьютере собеседника, что нередко снимает страх перед работой (общением) с неодушевленной и сложной техникой. Компьютерные технологии, предназначенные для работы в составе ЛВС или интрасети вуза, рассчитаны на максимально приближенное к действительности диалоговое взаимодействие между обучаемыми; оно позволяет им осуществлять взаимопомощь, участвовать в коллективном решении задач и деловых играх. Кроме того, вышеназванные системы упрощают администрирование программного комплекса, так как обычно существует специалист, организующий функционирование ЛВС, - и перед обучаемыми, в качестве которых могут оказаться начинающие пользователи персонального компьютера, не встанут проблемы настройки и технической поддержки компьютеров и программного обеспечения.

При живом диалоге смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и другие невербальные элементы - с той же целью и в компьютерном диалоге применяются пиктограммы вопроса, восклицания, запрета и т.д., отдельные слова выделяются цветом или отличающимся начертанием символов, различным цветом оформляются окна. Впрочем, излишняя пестрота может отвлечь и, как следствие, ухудшить восприятие, поэтому необходимо стремиться к оптимальному варианту, искать 'золотую середину'.

Для решения задач улучшения визуализации и формирования диалогового взаимодействия используются современные средства мультимедиа. Развитие систем мультимедиа, т.е. многопланового представления информации, включая графику высокого разрешения с реалистичной цветовой палитрой, анимированным изображением, живое, в том числе полноэкранное, видео, позволило поднять презентабельность компьютерных обучающих программ на более высокий качественный уровень.

При проектировании и создании обучающих программ требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Их нарушение проявляется чаще всего в следующем: 'избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, т.е. компьютер может давать ответ не по существу решаемой задачи, либо заданного вопроса, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность' [10, с. 138]. Опасность таится в том, что вместо предполагаемого сокращения времени на обучение может произойти его увеличение, что снизит мотивацию к учению.

Применение компьютерных обучающих систем целесообразно только в комплексе с другими средствами обучения - ни в коем случае не отрицая, а дополняя их.

Литература

  1. Арюткииа Л.Н., Генике Е.А., Иванова Е.О. Дидактические требования к построению УМП по ДО-курсам в СГУ // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию (Россия. Москва. 25-27 ноября 1998 г.) / Под ред. В.П.Тихомирова, В.И.Солдаткина, Д.Э.Колосова. М.: МЭСИ. 1998. С. 84-88.
  2. Афанасьев В.В., Тыщенко О.Б., Афанасьева И.В. Анализ показателей эффективности обучающих программ. Нижний Новгород, I Всероссийская научно-техническая конференция 'Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве': Тезисы докладов. Ч. V. 1999.
  3. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. М.: Прометей. 1989.
  4. Волкова О.Г., Кухаренко В.Н., Рыбалко Е.В. О педагогических способностях преподавателей дистанционного обучения // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы // Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998. г.) / Под ред. В.П.Тихомирова, В.И.Солдаткина, Д.Э.Колосова. М.: МЭСИ, 1998. С. 140-144.
  5. Гварамия Г., Маргвелашвили И., Мосиашвили Л. Опыт разработки компьютерных учебных пособий по физике // ИНФО. 1990. № 6. С. 79.
  6. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: ВАК, 1998.
  7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука - реформе школы). М.: Педагогика. 1988.
  8. Михайлычев Е. Типология дидактических тестов при разработке и экспертизе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1997. № 2. С. 16-17.
  9. Монахов В.М. Информационная технология обучения с точки зрения методических задач реформы школы // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 27-36.
  10. Машбиц Е.И., Бабенко Л.П., Верник Л.В. и др. Основы компьютерной грамотности / Под ред. А.А. Стогния и др. Киев: Выша школа, 1988.
  11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА. 1996.
  12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ 1996.
  13. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе. 1999. № 10. С. 89-92.
Страницы: 1 2 3

Рекламный блок

Информационный блок