Шапарина Светлана Васильевна
Компьютерные Технологии в Обучении
  256ПедагогикаДругиеШапарина С.В.
Рекламный блок
Информационный блок

Применение компьютерных технологий во внеклассной деятельности и на уроках биологии

Шапарина Светлана Васильевна - заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии МОУСОШ п.Луговской.
Ханты-Мансийский район МОУСОШ п.Луговской dmitriy_svetlana@list.ru

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации.

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Наши дети живут в удивительное время. Еще несколько лет назад учащиеся нашей маленькой сельской школы о компьютере знали понаслышке, а сегодня они изучают информатику со 2 класса, а в кабинете стоит 11 новеньких машин. В перемены здесь собирается разновозрастная компания самых заинтересованных и увлеченных ребят. Что же их сюда привлекает? В ходе индивидуальных бесед выяснилось, что 10% ребят приходят из любопытства, 27%-подготовиться к урокам, напечатать творческие работы, доклады, рефераты, подготовиться к экзаменам, а 63% ответили, что влечет их возможность поиграть в компьютерные игры, "побродить" по Интернету.

Сегодня многие говорят о пагубном влиянии компьютерных технологий на хрупкое сознание воспитанников, серьезные научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады, дают рекомендации. Да, мы согласны, что нравственное воспитание школьников сегодня не имеет высокой эффективности. Сейчас общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". С появлением широких возможностей использования компьютерных технологий в нашей школе, задача нас, как педагогов усложнилась. Редкий подросток, встретив во всемирной "паутине" информацию, выходящую за рамки морали, не заглянет в нее из любопытства.

Воспитание должно основываться на примерах. К сожалению, идеалами для многих сельских учеников служат не космонавты или мыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможных развлекательных программ.

В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. Создан Интернет-клуб, где под руководством педагога ребята осваивают азы мастерства программирования, многие педагоги применяют компьютерные технологии в обучении, во внеклассной и проектной деятельности, работает школьное научное общество, в рамках которого ведется исследовательская работа, готовятся проекты и презентации с помощью Интернет-технологий.

"Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Наряду с "минусами" в использовании информационных технологий, есть и свои "плюсы":

  • Подготовка и организация презентаций проектов
  • Использование образовательных порталов
  • Посещение сайтов научно-популярных журналов
  • Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира
  • Участие в Интернет-олимпиадах, творческих конкурсах
  • Создание школьного сайта, домашних страничек

Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей биологии наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется с помощью не только традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации. Мы используем новые информационные технологии: компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы интернет-конференций, проводим мультимедиа уроки , применяем анимационные модели в обучении.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

  1. Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
  2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
  3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
  4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
  5. Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
  6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Для примера можно представить описание следующих проектов:

Проект "Влияние окружающей среды на здоровье жителей п.Луговской", Цель проекта : дать комплексную оценку окружающей среды, выявить уровень заболеваемости населения, определить степень влияния окружающей среды на здоровье жителей нашего поселка.

Проект "Особо охраняемые территории Ханты-Мансийского района"

Цель проекта: Изучить информацию об особо охраняемых территориях нашего района, показать основные проблемы окружающей природной среды в нашей местности.

"Влияние образа жизни на здоровье школьников п.Луговской".

Цель проекта: Выявить влияние образа жизни на здоровье подростков на примере нашей школы.

"Иммунодефицитные состояния школьников в условиях ХМАО"

Цель проекта: Создать условия для снижения уровня иммунодефицитных состояний, улучшения здоровья школьников п.Луговской.

Задачи проекта:
- изучить ситуацию в школе.
- составить подробный отчет о проведенном исследовании, сформулировать выводы для определения проблемы.
- четко сформулировать проблему для того, чтобы:
а) Составить программу реализации проекта, цель которого-решение этой проблемы;
б) Объяснить общественности и всем, от кого в той или иной мере зависит решение данной проблемы, необходимость работы в этом направлении, свои замыслы.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Апробация данной технологии в нашей школы показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность экологического воспитания и создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры школьников.

Мы на правильном пути, нужно только научить детей отделять "шелуху" от "ядер", научить ребят адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромного мира и эффективность воспитания возрастет.

"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!" отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим мы согласимся.

Рекламный блок