Технология управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов на основе автоматизированных обучающих систем
  256ПедагогикаТыщенко О.Б.Технология управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов на основе автомати

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Технология управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов на основе автоматизированных обучающих систем

Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Технология управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов на основе автоматизированных обучающих систем // I Всероссийская научно-техническая конференция 'Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве'. Тезисы докладов, часть V, Нижний Новгород, 1999, 43с., стр. 28.

Современная педагогическая технология характеризуется не простым сложением отдельных наук вместе, не последовательным соединением анализа и синтеза, а интегративным слиянием различных областей знания в единое целое при изучении общего для них объекта - образовательного процесса. Сказанное имеет особую значимость в связи с формированием новой парадигмы образования, в соответствии с которой приоритетной целью воспитания и обучения выступает человеко-центристская концепция личности обучаемого. В этих условиях на первый план выступает проблема формирования базовой культуры обучаемого, которая позволила бы устранить в структуре выпускников технических университетов противоречия между технической и гуманитарной культурой, обеспечить их деятельное включение в сложные социально-экономические условия жизни современного общества. Реализация этого процесса требует действительно новой информационно насыщенной технологии управления ведущей сферой учебного процесса - самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Подобная технология должна обеспечить эффективное освоение существующих информационных и профессиональных программ с учетом их особенностей в условиях профессионального обучения, применение системы научных принципов и методов управления и использования их в образовательной практике с ориентацией на цели обучения, разработку научного - аналитико-синтетического подхода к исследованию сложных психолого-педагогических явлений. Кроме того она требует дальнейшего поиска путей оптимизации самостоятельного познавательного процесса в реальном масштабе времени с учетом эффективного использования на каждом этапе функционирования целостной системы обучения всех имеющихся у нее ресурсов для достижения главной для этого этапа цели обучения.

Решение перечисленных вопросов возможно только на основе автоматизированных обучающих систем (АОС), которые органично сочетают в себе комплекс технических, учебно-методических, программных и организационных обеспечений на базе ЭВМ, предназначенных для индивидуализации обучения.

Отмечается, что АОС могут изменять способы предоставления учебной информации, делая ее удобной для восприятия и анализа; позволяют выполнять на начальных стадиях обучения ряд операций, входящих в усваиваемые действия и облегчать условия их самоконтроля. В ряде случаев АОС представляет упрощенную модель изучаемого явления, облегчающую его восприятие и исследование. С этих позиций в докладе предложены модели учебного процесса и его субсистем, в основу которых положены системно-структурные подходы, базирующиеся на объективных закономерностях процессов, действующих при обучении; модель информационного канала, наглядно показывающая механизмы циркуляции информации; модели адаптивных квазиоптимальных педагогических систем, объединяющим началом которых служит взаимосвязь и взаимная обусловленность первичных компонентов моделируемой педагогической системы с ее основными функциональными компонентами.


Другие тезисы

Афанасьев В.В., Тыщенко О.Б., Афанасьева И.В. Анализ показателей эффективности обучающих программ // I Всероссийская научно-техническая конференция "Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве", тезисы докладов, часть V, Нижний Новгород, 1999, 43 с.


Афанасьев В.В., Тыщенко О.Б., Афанасьева И.В. Оценка уровня усвоения знаний с применеием компьютерной техники // I Всероссийская научно-техническая конференция 'Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве'. Тезисы докладов, часть V, Нижний Новгород, 1999, 43с., стр. 15.


Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Тыщенко О.Б. Моделирование приемов формирования самостоятельной познавательной деятельностью студентов // I Всероссийская научно-техническая конференция 'Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве'. Тезисы докладов, часть V, Нижний Новгород, 1999, 43с., стр. 15.

Рекламный блок

Информационный блок